The New York Times: лёд тронулся — в МОК заговорили о возвращении России
После десятилетия в статусе изгоя в международном спорте некогда мощная держава — Россия — может начать возвращение из изоляции.
Россияне столкнулись с чередой санкций и отстранений от Олимпийских игр: сначала из-за созданной государством допинговой программы, а затем — из-за военных действий на территории Украины. Однако на минувшей неделе на двухдневном заседании Международного олимпийского комитета в Милане, прошедшем перед стартом зимних Игр, члены комитета дали понять, что готовы вновь принять РФ в основное русло международных соревнований.
Президент МОК Кирсти Ковентри в своём обращении к делегатам в Милане напрямую не упоминала Россию, однако подчеркнула:
«Мы — спортивная организация».
«Мы понимаем политическую ситуацию и осознаём, что существуем не в вакууме», — сказала Ковентри, представительница Зимбабве, для которой эти Игры стали первыми в роли президента МОК. «Но наша сфера деятельности — это спорт. А это означает, что спорт должен оставаться нейтральной территорией».
Эти заявления усилили ощущение нарастающего импульса в пользу России на мировой спортивной арене — несмотря на то что полномасштабный военный конфликт приближается к четырёхлетней отметке при отсутствии и очевидных признаков того, что Москва в полной мере урегулировала допинговый скандал.
На этой неделе президент ФИФА Джанни Инфантино заявил в интервью Sky News, что запрет на участие сборных России и её союзника Беларуси, введённый после 24 февраля 2022 года, следует снять, поскольку он «ничего не дал». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сообщил, что РФ «приветствует» слова Инфантино.
В то же время представитель МИД Украины Георгий Тихий назвал идею возвращения российских и белорусских спортсменов на Олимпийские игры или другие международные соревнования «неприемлемой», подчеркнув, что санкции не должны сниматься, пока продолжается военный конфликт.
В последние месяцы международные федерации дзюдо и тхэквондо — олимпийских видов спорта — сняли запреты с России, позволив её спортсменам вновь выступать на международных турнирах под собственным флагом. В декабре прошлого года МОК рекомендовал допустить российских и белорусских юниоров к международным соревнованиям, что открыло им путь к участию этим летом в Юношеских Олимпийских играх в Дакаре (Сенегал).
«Для тех, кто глубоко погружён в спортивный мир, сохраняется устойчивое ощущение, что полноценное возвращение к международным соревнованиям уже совсем близко», — сказал Владимир Иванов, автор Sports.ru, специализирующийся на олимпийской тематике.
Однако процесс возможного возвращения России будет сложным.
МОК предстоит снять приостановку членства Олимпийского комитета России, введённую в 2023 году. Кроме того, международные федерации по отдельным видам спорта должны будут проголосовать за допуск российских спортсменов к своим соревнованиям.
Лишь после этого атлеты смогут выступать в собственной форме на летних Олимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе. При этом некоторые федерации всё равно могут сохранить собственные ограничения.
На заседании МОК в Милане глава Международной федерации лыжного спорта Йохан Элиаш призвал выработать более чёткие критерии, чтобы Россия не выглядела объектом выборочного подхода на фоне множества других конфликтов в мире, упомянув в том числе недавнюю операцию США по задержанию президента Венесуэлы и войну Израиля в Газе.
«Мы не можем быть политической организацией», — сказал Элиаш в интервью.
Международный паралимпийский комитет, чьи Игры проходят после каждых летних и зимних Олимпиад, снял запрет на участие России прошлой осенью. Однако на Паралимпийских играх этой зимой в Милане будут сохраняться ограничения со стороны отдельных федераций.
«Бойкоты никогда ничего не решали, а наказывают в итоге только спортсменов», — заявил в интервью глава Международного паралимпийского комитета Эндрю Парсонс.
На данный момент россиянам разрешено выступать на зимних Играх только в статусе «индивидуальных нейтральных спортсменов». Российский флаг не поднимается, гимн не звучит, а сама страна отсутствует в медальном зачёте. На Игры в Италии отобрались 13 россиян — это минимальное число с 1908 года.
Россия не отправляла полноценную олимпийскую команду с 2014 года, когда принимала зимние Игры на черноморском курорте Сочи. Тогда сборная России выиграла больше всех медалей, но уже через несколько месяцев столкнулась с серьёзным ударом по репутации, когда немецкий телеканал ARD раскрыл существование многолетней системной государственной допинговой программы.
Затем последовали новые разоблачения, кульминацией которых стал доклад, заказанный WADA в 2016 году. В нём было задокументировано, как Россия использовала «навязанную государством» систему, позволившую более чем тысяче спортсменов принимать запрещённые препараты в период с 2011 по 2015 год.
Международное спортивное сообщество было шокировано масштабом и дерзостью схемы, поддерживаемой Кремлём. Последовали санкции. Российскую сборную по лёгкой атлетике отстранили от Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро. В 2017 году всем россиянам было запрещено участвовать под своим флагом на зимних Играх-2018 в Пхёнчхане.
Эти ограничения должны были истечь после зимней Олимпиады-2022 в Пекине, где команда выступала под названием и флагом Олимпийского комитета России и выиграла пять золотых медалей. Однако спустя всего несколько дней после завершения Игр Россия вступила в полномасштабный конфликт с Украиной, после чего МОК рекомендовал отстранить спортсменов из РФ и Беларуси.
Перед летними Олимпийскими играми 2024 года в Париже российские и белорусские спортсмены, выполнившие спортивные нормативы, прошли дополнительную проверку: им необходимо было подтвердить, что они не поддерживали боевые действия, не имеют связей с вооружёнными силами и соблюдали антидопинговые правила.
В итоге на Игры в Париже квалифицировались лишь 15 российских спортсменов — некоторые российские чиновники расценили это как унижение. Тогдашний глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков назвал нейтральных российских теннисистов «командой иностранных агентов». А Ирина Винер, бывший руководитель Всероссийской федерации художественной гимнастики, охарактеризовала россиян в Париже как «команду бомжей без флага, гимна и болельщиков».
Та же система проверки была применена и перед Играми этого года в Италии. К участию допустили 13 россиян, что в относительном выражении больше, чем в Париже, поскольку зимняя Олимпиада — турнир меньшего масштаба. И отношение российских медиа к Олимпиаде, судя по всему, меняется. Игры в Париже в России не транслировались, тогда как зимняя Олимпиада в Италии показывается — пусть и через стриминговый сервис. Кроме того, в отличие от ситуации перед Парижем, Министерство спорта России поддержало стремление атлетов отобраться на эти Игры.
«Разница по сравнению с Парижем-2024 колоссальная», — отметил Иванов.
Спортивный комментатор российского государственного телевидения Дмитрий Губерниев заявил, что лёд тронулся и российские болельщики будут следить за выступлениями своих спортсменов.
«Весь мир понимает, что это представители великой спортивной державы — Российской Федерации», — сказал он в телефонном интервью.
Некоторые российские спортсмены, сумевшие отобраться на Игры в Италии, заявили, что сосредоточены прежде всего на личных результатах.
«Я не чувствую никакого дополнительного давления», — сказал 22-летний лыжник Савелий Коростелёв. «Большая у нас команда или такая ограниченная, как сейчас, — мой фокус остаётся прежним: показать максимум своих возможностей».
Никита Филиппов, получивший право выступить в новой олимпийской дисциплине — ски-альпинизме, отметил «позитивную тенденцию» в отношении российского спорта на международной арене.
«Допускают всё больше людей, всё больше федераций возвращаются к участию», — сказал он.
«Надеюсь, что в будущем — уже в следующем году — всё будет гораздо светлее и позитивнее», — добавил Филиппов. «И больше не будет никаких «нейтральных спортсменов».
Авторы: Ivan Nechepurenko, Tariq Panja
Система комментирования находится на реконструкции.