Авария Айртона Сенны и ее влияние на Формулу-1
Известный бразильский автогонщик Айртон Сенна трагически погиб во время проведения чемпионата мира Формула-1 в 1994 г. Это печальное событие заставило многих по-другому взглянуть на уровень безопасности при проведении соревнований и сильно изменило самую главную автогонку на планете. Что произошло на трассе в Имоле и как изменилась Формула-1, расскажем в этом материале.
Карьера Сенны
Бразилец Айртон Сенна дебютировал в гонках Формулы-1 в 1984 г. На протяжении десятилетия он был одним из сильнейших автогонщиков на планете. Клиенты беттинговой компании Betandreas https://betandrease.az сегодня могут заключать ставки на Формулу-1 и другие популярные автогонки по стабильно высоким коэффициентам.
В чемпионате Формулы-1 Сенна впервые выступил в 1984 г. на родном Гран-при Бразилии. Это был дебютная гонка, по итогам которой Айртон занял девятую строчку в персональном зачете. Победа досталась Ники Лауде из Австрии, который всего на пол-очка опередил француза Алена Проста. Для Сенны лучшим результатом в том сезоне стало третье место. Бразилец приходил к финишу третьим в Великобритании и Португалии.
С 1988 по 1991 годы Сенна выиграл три из четырех чемпионатов мира Формулы-1. В 1988 г. Айртон выиграл восемь Гран-при из 16 и опередил в борьбе за первое место Проста. На следующий год Просту удалось взять реванш, но после этого Сенна выиграл два чемпионата мира подряд. В 1990 г. главным конкурентом Сенны снова оказался Прост, который финишировал следом. В 1991 г. у француза оказалось пятое место в личном зачете. Борьбу бразильцу пытался навязать британец Найджел Мэнселл, который в итоговом рейтинге отстал на 24 очка.
Смерть на трассе
Когда Сенна пришел в мировой автоспорт, он переживал бурный подъем. С приходом эры турбодвигателей конструкторы были одержимы максимально высокими скоростями, часто вопросы безопасности отходили на второй план. Однако до определенного момента большинство это не волновало.
Так преимущественно незамеченной для болельщиков осталась смерть на тестовых заездах Элио де Анжелиса в 1986 г., который был партнером Сенны по команде «Лотус». Четырьмя годами ранее погибли автогонщики Рикардо Палетти и Жиль Вильнев.
Турбодвигатели были запрещены в Формуле-1 спустя пару лет после смерти де Анжелиса. Конструкторы стали уделять больше внимания тому, чтобы оптимизировать поведение и управляемость автомобиля на трассе.
Ситуация перед трагической гонкой
С 1992 г. наступила эра команды Williams, с которой к победам на чемпионатах мира пришли сначала Мэнселл, а затем Прост. В 1994 г. пилотом Williams стал и Сенна, его партнерами по команде были британцы Мэнселл, Деймон Хилл и Дэвид Култхард.
Машина, на которой выступал Сенна, была чрезвычайно быстрой. Однако часто становилась нестабильной и сложной в управлении. При изменении окружающих условий болид становилось тяжело удерживать на траектории, что повышало опасность аварии. Однако бразилец был настроен серьезно и везде заявлял о своем стремлении завоевать титул.
На дебютном Гран-при в Бразилии Сенна выиграл квалификацию. Однако во время гонки начался ливень, который позволил вырваться на первое место немцу Михаэлю Шумахеру. Попытки Сенны догнать лидера не увенчались успехом. На 55 круге на изношенной резине болид бразильца остановился после сильного заноса. Сенна сошел с дистанции.
На втором этапе чемпионата мира Гран-при Тихого океана в Японии Сенна вновь завоевал поул-позицию, но удержать лидерство в гонке не сумел. Шумахер вскоре после старта опередил бразильца. Сенна сошел с дистанции уже на первом повороте. Его болид задел шедший следом Хаккинен, а затем врезался Ларини. Гонку снова выиграл Шумахер.
Трагическое Гран-при Сан-Марино
В Сан-Марино Сенна вновь был первым после квалификационных заездов. Во время квалификационных заездов в серьезную аварию попал Рубенс Баррикелло, который отделался сломанными ребрами и носом.
Новичок Формулы-1 Роланд Ратценбергер в квалификации врезался в отбойник. В момент столкновения скорость болида была 315 км/ч, автогонщик погиб на месте из-за перелома основания черепа.
Во время основной гонки в отбойник врезался Сенна. Перед столкновением бразилец проехал по гравию, поэтому скорость снизилась, но все равно была больше 200 км/ч. Шлем пробил рычаг подвески и вошел в череп автогонщика. Айртона привезли в больницу без сознания, но врачи никак не смогли ему помочь.
После трагедии было решено менять принципы безопасности. Со следующего сезона снизили предельные объемы двигателей до 3,0 литров. На машины обязательной стала установка элементов защиты по бокам от кокпита. На трассах были изменены многие опасные места, а отбойники закрыли отработанными покрышками.
Увеличились требования к пилотам, которые тренировались на скорость покинуть болид после аварии.